Авиаперелет

Всё о тарифах на авиаперелет

Зачастую рядовой пассажир мало что знает о разнообразии авиатарифов. Ниже описаны восемь основных международных тарифов.

SUPER APEX, APEX, экскурсионный, годовой, молодежный, детский, групповой, семейный — стандартные международные тарифы, установленные Международной ассоциацией авиаперевозчиков (IATA).

Далеко не все авиакомпании предоставляют своему клиенту этот полный набор. Не у всех авиакомпаний имеются молодежные скидки или групповые льготы. Наиболее развита система групповых тарифов на юго-восточных курортных направлениях. Получить же билет по льготному групповому тарифу куда-нибудь в Западную Европу гораздо проблематичнее.

Цена авиабилета зависит от маршрута и продолжительности перелета. С другой стороны, цена билета определяется сроками действия того или иного тарифа: чем короче срок действия, тем билет дешевле. Так, например, цена билета по тарифу SUPER APEX или APEX всегда на 50-60 процентов ниже цены билета по годовому тарифу. Тарифы более продолжительного времени действия (их называют тарифами с открытой датой) гораздо удобнее тарифов «ограниченных». Поэтому, если вы точно знаете сроки вылета и возвращения, выгоднее купить билет с фиксированной датой. Среди тарифов с жесткими, ограниченными сроками действия наиболее распространен тариф с фиксированной датой — SUPER APEX (код тарифа в билете YSX1M), действующий в течение месяца. В билете нельзя менять сроки вылета и возвращения. При крайней необходимости SUPER APEX допускает изменение даты обратного вылета. Но сделать это надо не позднее, чем за 72 часа до даты вылета и за это удовольствие пассажиру придется доплатить до полной цены билета по годовому тарифу экономического класса. Размер этой доплаты в несколько раз превышает общую цену билета по тарифу SUPER APEX. Если пассажир вообще не вылетел в пункт назначения в тот день, который указан в билете (опоздал на самолет, изменились планы), то билет SUPER APEX по направлению «туда» пропадает, а билет «обратно» продолжает действовать. У одних авиакомпаний билет, купленный по тарифу SUPER APEX, обязывает пассажира пробыть в стране не менее семи дней. У других — этот срок ограничивается ближайшим по отношению к дате вылета воскресеньем. Например, тарифные условия «Аэрофлота» предусматривают в качестве минимального срока пребывания пассажира в стране назначения срок от 7 до 14 дней. А у British Airways и Lufthansa он ограничен ближайшим воскресеньем. APEX (код в билете XYPX3M или XYPX6M) — тоже тариф с фиксированной датой, но его срок действия — три или шесть месяцев. В этом тарифе также нельзя менять даты вылета и возвращения. APEX обязывает пассажира пробыть в стране назначения хотя бы до ближайшего воскресенья. Билеты, приобретенные по тарифам SUPER APEX и APEX, подлежат возврату только в том случае, если сдаются за сутки до начала срока своего действия. Тогда пассажир получит 50 процентов от цены билета. Более широкие возможности дает ЭКСКУРСИОННЫЙ тариф (код в билете YEE3M). Он позволяет пассажиру в течение двух-трех месяцев без доплаты менять даты вылета-возвращения. Чтобы изменить дату, надо обращаться в авиакомпанию не позднее, чем за 72 часа до начала действия билета. Билет, купленный по экскурсионному тарифу, возврату не подлежит. Если пассажир решил сдать обратный билет, но при этом уже использовал купон «туда», деньги за обратный купон ему вернут, но из общей суммы, заплаченной за дорогу «туда — обратно», будет вычтена цена за дорогу в одном направлении. А полная цена билета в одну сторону — почти такая же, как цена билета «туда — обратно». По тарифам АPEX, SUPER APEX и экскурсионному можно летать исключительно в салоне экономкласса.

Наиболее свободен от «условностей» ГОДОВОЙ тариф (код в билете YRT). Он действует в течение года и дает возможность сколько угодно раз менять даты вылета и возвращения. Без дополнительной платы изменить сроки поездки можно, если обратиться не позднее, чем за 72 часа. Естественно, что билет по этому тарифу примерно в два раза дороже, чем по SUPER APEX и APEX. Годовой тариф подразделяется на экономический (Y), бизнес-класс (С) и первый (F) — в соответствии с уровнем обслуживания пассажиров на борту самолета и в аэропорту непосредственно перед вылетом. Годовой билет экономического класса дешевле бизнес-класса примерно на 30 процентов, а первого — на 40. Уровень предоставляемых услуг в экономклассе ограничен. В салонах бизнес- и первого классов более просторные и мягкие кресла. Пассажирам предлагают спиртные и прохладительные напитки без лимита. И ест пассажир бизнес- и первого классов значительно лучше, чем в экономклассе, и больше. Пассажиры, летящие бизнес- и первым классами, имеют право бесплатно провозить больше багажа: 40 килограммов — первый класс, 30 — бизнес-класс. А в экономклассе — только 20. За сверхнормативный вес багажа с каждого пассажира (любого класса) взимается плата: за один «лишний» килограмм — один процент от цены билета первого класса в одну сторону. Билет, приобретенный по годовому тарифу, подлежит возврату за полную цену. А билет только «туда» или только «обратно» может быть сдан за 50 процентов от цены полного билета.

Почти у каждой авиакомпании есть МОЛОДЕЖНЫЙ тариф (YIPZZ). По нему лица в возрасте от 12 до 25 лет могут получить 50-процентную скидку от цены полного годового билета экономического класса. На некоторых азиатских направлениях молодежный тариф распространяется на лиц в возрасте до 27 лет. Молодежный тариф бывает как трехмесячный с открытой датой, так и годовой. Его особенность заключается в том, что в билете нельзя менять дату вылета. Поменять дату возвращения можно, если обратиться в авиакомпанию за 72 часа до вылета. В случае возврата «молодежного» билета пассажир получит половину от его полной цены.

На рейсах большинства авиакомпаний действует также ВОЗРАСТНОЙ тариф, предоставляющий людям старше 60 лет скидку 25 процентов от цены полного годового билета экономического класса.

Для детей до 12 лет предусмотрен особый — ДЕТСКИЙ — тариф, дающий 50-процентную скидку от всех вышеназванных тарифов. Правила пользования и условия возврата «детского» билета такие же, как и обычного (SUPER APEX, APEX, годового). Дети до 2 лет могут летать по тарифу INFANT (код в билете INF). Цена билета по этому тарифу — 10 процентов от цены полного годового билета экономического класса.

Значительные скидки получают пассажиры, купившие билеты по ГРУППОВОМУ тарифу. Тариф предполагает, что вы летите в составе какой-либо группы — туристической, спортивной, гастрольной. Причем группа вовсе не обязательно должна быть официально признана таковой. Соберите компанию друзей — и групповой билет у вас в кармане. Как правило, на европейских маршрутах группой считаются 5 человек, а если вы едете куда-нибудь на средиземноморский курорт — вам нужна компания человек в 30-40.

У европейских авиакомпаний на ряде маршрутов внутри Европы действует еще и СЕМЕЙНЫЙ тариф, дающий 50-процентную скидку от цены полного годового билета экономического класса. Однако вся семья получит льготный билет только в том случае, если один из взрослых членов семьи купит билет по полной цене.

У многих европейских авиакомпаний для семейных пар, выезжающих без детей, предусмотрена СУПРУЖЕСКАЯ СКИДКА для одного из супругов — 50 процентов от полной цены билета экономического класса. Льготу можно получить только при условии, что супруги летят вместе.

У каждого авиаперевозчика есть в запасе так называемые КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ тарифы. Они намного ниже тарифов официальных и не распространяются на простых смертных. Конфиденциальные тарифы авиакомпания не разглашает. Билеты по конфиденциальным тарифам предоставляются сотрудникам посольства той страны, под флагом которой летает авиакомпания, а также лицам, в сотрудничестве с которыми заинтересован авиаперевозчик.

  Как покупать билет? 

На первый взгляд кажется, что выгоднее всего приобретать билеты непосредственно у перевозчика, однако это верно далеко не во всех случаях. Так, крупное турагентство или агентство по продаже билетов может иметь с той или иной авиакомпанией соглашение, предусматривающее эксклюзивные расценки - в ряде случаев меньше тех, по которым проедает билеты сама авиакомпания. Часто так продает билеты "Аэрофлот". Следовательно, покупать билеты лучше в крупном агентстве. Следующий шаг - выбор авиакомпании. Сейчас и на международных, и на внутренних рейсах работают множество авиакомпаний, которые борются за пассажира. Притчей стали расценки на билеты "Внуковских авиалиний", которые на целом ряде направлений (например, на Новосибирск, Самару, Красноярск) бывали ровно в два раза ниже тарифов конкурентов. Ценовая война на новосибирском направлении даже вытеснила с рынка немецкую авиакомпанию "Люфт Ганза". Но не обольщайтесь дешевым билетом. Иногда низкая цена объясняется наличием промежуточной посадки или, что еще хуже, рейс выполняется на старом самолете.

Сказочные тарифы

Если же все-таки вы предпочитаете купить билет на рейс более или менее известной и надежной авиакомпании, то приступайте к изучению системы тарифов. В первую очередь необходимо определить требуемый уровень комфорта, а именно класс перевозки - первый (на билетах обозначается F), бизнес (С) или экономический (Y). Первый класс - самый дорогой, экономический - самый дешевый. Для всех классов существуют так называемые базовые тарифы, предполагающие перелет "туда и обратно" в течение года, от которых идет отсчет разных скидок. Для экономического класса базовый тариф может меняться в зависимости от срока пребывания в стране, причем полный годовой тариф экономического класса может быть равен расценкам бизнес-класса. Отдельные авиакомпании иногда меняют базовый тариф в зависимости от сезона: летом или зимой полет стоит несколько дороже. Билеты, купленные по базовым тарифам, подлежат обмену и возврату без всяких ограничений. Перенести дату обратного вылета, поменять или вернуть билет вы можете, в том числе, и после даты вылета. Стоимость билета при этом возвращается полностью.

Существует целый ряд скидок, которые значительно уменьшают стоимость билета. Вообще, представители многих отечественных турагентств и агентств по продаже билетов сходятся во мнении, что говорить о величине максимальной скидки и о самом дешевом тарифе просо бессмысленно: все зависит от конкретного случая, времени года, агента, политики перевозчика. В одной ситуации вы можете улететь за 10% от средней цены авиабилета по этому маршруту, а в другой - не сумеете "сбить" даже 5%. Впрочем, иногда сами авиакомпании объявляют о грандиозных скидках на свои билеты. Точнее, устанавливают на них временные тарифы. В России подобные мероприятия проводили British Airways (BA), SAS, Air France и другие иностранные перевозчики, причем цены на билеты были как минимум вдвое ниже средних для этих авиакомпаний. Lufthansa в середине весны провела аукцион билетов в российском Интернете: 76 было продано по расценкам в среднем на 50% ниже обычных.

Однако в ряде случаев скидки приурочены к "провальным" сезонам - середина осени, январь, начало весны - и проходят практически одновременно во всех авиакомпаниях. При этом следует помнить, что даже кратковременная система скидок действует только на определенное количество мест на каждом рейсе.

Не таким очевидным, но более надежным способом сэкономить на авиаперелете является игра на разнице курсов валют на пространстве бывшего Советского Союза. Скажем, узбекский сум имеет фиксированный государственный курс, существенно заниженный по отношению к реальному, ходящему на черном рынке валюты. В результате билеты, стоимость которых определяется в долларовом эквиваленте, продаются за сумы по официальному курсу - то есть в несколько раз дешевле их реальной стоимости. Если в Москве билет до Ташкента стоит 175$ в один конец, то в Ташкенте за ту же сумму можно купить два билета туда обратно. При этом в Узбекистане цены на билеты для иностранцев и узбекских граждан одинаковы.

Так что если вам надо купить билеты из Москвы, например, в Нью-Йорк, имеет смысл заказать их в узбекской авиа кассе. Другое дело, что придется искать знакомых, которые смогли бы выкупить их и переправить в Москву. Впрочем, "Трансаэро" за 20$ может доставить вам купленные в Ташкенте авиабилеты.

Еще одна система скидок - программы для часто летающих пассажиров (FFP). Суть их в следующем: при полетах на той или иной авиакомпании вы набираете очки (в соответствии с маршрутом и классом обслуживания), а по их сумме имеете право на скидки, повышение класса обслуживания или даже бесплатные билеты. К сожалению, эти программы, повсеместно распространенные на Западе, в России пока мало известны. Среди отечественных авиакомпаний собственную FFP уже давно имеет "Трансаэро", этой весной введена долгожданная программа "Аэрофлот Бонус", упрощенная, но вполне работающая система "Золотой купон" применяется "Внуковскими авиалиниями", рассматривает возможность введения FFP "КрасЭйр".

В СНГ программы часто летающих пассажиров имеют украинские перевозчики и прибалтийские авиакомпании. Интересно, что свободную нишу подобных программ в России пытаются занять наряду с авиакомпаниями и агентства по продаже билетов. Так, компания "Аэроклуб" ввела одноименную программу, и пассажир собирал "мили" за полеты, совершенные по билетам, которые приобрел в "Аэроклубе" - независимо от авиакомпании, с которой летел. По схеме накопления и траты очков эта система очень похожа на стандартные FFP авиакомпаний. На сегодняшний день в ней участвуют около 600 человек. Аналогичную, но значительно более простую схему ввело и Агентство воздушных сообщений "Истлайн". Здесь после приобретения билетов на 100$ вам выдают карточку, по которой при последующих покупках билетов вы получаете скидку 2% на экономический класс и 3% - на бизнес-класс. Дальше всех в программе привилегий пошло ГАВС, разослав первой тысяче своих клиентов информационное письмо о том, что они теперь могут приобретать билеты в офисах ГАВС со скидкой 10% (как размер наценки за обслуживание).

Как выбрать оптимальный рейс? 

Чтобы выбрать оптимальный рейс, нужно уметь читать расписания авиакомпаний. Каждый рейс в них помечен определенным набором литер, обозначающих, какие именно варианты обслуживания доступны при полете в тот или иной город.

P - улучшенный первый класс (индивидуальные телемониторы, спальные места и спутниковые телефоны).

F - первый класс.

A - первый класс со скидкой. Каждый перевозчик оставляет за собой право временно снижать тарифы на отдельные рейсы. Однако в авиа кассах клиентов часто не ставят об этом в известность и продают самый дорогой билет. Так что, если вы узнали, что в нужный вам город можно улететь рейсом с литерой «А», требуйте билет именно на этот самолет.

J - улучшенный бизнес-класс (более просторные кресла, более изысканное меню и дополнительные развлечения, например компьютерные игры).

C - бизнес-класс.

D - бизнес-класс со скидкой.

W - улучшенный экономический класс (расстояние между рядами кресел несколько увеличено).

K, S - экономический класс с фиксированными тарифами.

B, H, L, M, Q, T, V, Y - все возможные варианты обозначения экономического класса со скидкой.

Ряд авиакомпаний практикует так называемое челночное обслуживание по экономическому классу - рейсы малой протяженности, основными пассажирами которых являются бизнесмены средней руки. Обозначения - литеры E (бронирование не производится, место подтверждается при регистрации) и U (бронирование не требуется, место гарантируется). О том, какое питание предусмотрено во время полета, свидетельствует литера или рисунок: B или чашка - завтрак; L, D или скрещенные вилка и нож - горячий обед или ужин; S, булочка или нож с вилкой - холодные закуски; бокал - прохладительные напитки. X - многоразовое питание.

M - во время полета вам будет показан полнометражный фильм, F - короткометражный.

Как читать авиабилет?

1. Имя пассажира. NAME OF PASSENGER. Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.

2. Маршрут полета. FROM/TO. На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.

3. Индикатор "стоповер". X/O. Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х".

4. Перевозчик. CARRIER Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia.

5. Номер рейса. FLIGHT

6. Класс бронирования. /CLASS Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R "Сверхзвуковой" (на рейсах Concord). F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X -экономический класс.

7. Дата вылета по данному купону. DATE

8. Время вылета. Всегда местное время пункта вылета. TIME

9. Статус бронирования. STATUS Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом - "OK". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус "NS".

10. Вид тарифа. FARE BASIS Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.

11. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.

12. Норма бесплатного провоза багажа. См. "Все о багаже". Для "весовой" системы 20, 23, 30 или 40 кг для различных классов обслуживания. Для системы "мест" - "PC".

13. Расчет тарифа. FARE CALCULATION. В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).

14. Тариф. FARE Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы, опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

15. Всего. TOTAL Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

16. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD. Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.

17. Такса. TAX Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается "сборная" такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.

18. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC------------ (кредитная карта).

19. Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.

20. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).

21. Поле валидатора. Уникальный "штамп" агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

22. Передаточная надпись/ограничения. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS. В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT" - "БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа 25 (только для ручных бланков).

23. Выдан в обмен на ISSUED IN EXCHANGE FOR. Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе 23 "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket* Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.

24. Дополнительный билет. CONJUNCTION TICKETS. Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе 24 каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия. Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета - компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа 24 содержит "ссылку" на номера билетов всех остальных участников "компании".

25. Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS. Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.

26. Код тура. TOUR CODE. Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.

В каких случаях можно вернуть стоимость билета?

Вынужденным возвратом (возврат полной стоимости даже «невозвращаемого» билета) считается возврат в случае:

♦ Отмены, переноса, а также задержки рейса перевозчиком.

♦ Отмены посадки в пункте, указанном в билете пассажира. Не обеспечение перевозчиком стыковки рейсов.

♦ Замена класса обслуживания или типа воздушного судна.

♦ Смерти пассажира или членов семьи.

Возврат вследствие других причин считается добровольным и осуществляется по правилам тарифа, по которому данный билет выписан. В этом случае на полный возврат можно рассчитывать только по тарифам первого, бизнес, полного годового и экскурсионного тарифа экономического класса.

Следует иметь в виду, что по большинству льготных тарифов добровольный возврат не производится вообще, поэтому, о правилах возврата Вашего билета стоит поинтересоваться еще до покупки последнего.

Где можно произвести возврат билета?

Продавая перевозку, Агент авиакомпании получает определенное комиссионное вознаграждение, которое при возврате необходимо вернуть пассажиру, из чего следует, что возврат авиабилета может произвести ТОЛЬКО Агентство, выписавшее билет.

В течение какого времени можно осуществить возврат билета?

Для большинства льготных тарифов существуют временные ограничения на возврат авиабилета. Конечно, лучше эти подробности узнать до покупки билета. Наиболее распространенные условия: более чем за 7 дней до вылета, более чем за 24 часа до вылета, до вылета. Обычно, после вылета (в случае неявки на рейс) по льготным тарифам возврат не производится. Для нормальных тарифов (первый, бизнес и полный годовой тариф экономического класса), обычно возврат можно осуществить в течение одного года от даты вылета.

Как рассчитывается возврат по частично использованному билету?

Большинство льготных тарифов возврат по частично использованным билетам не допускают. Для «нормальных» (см. «Все о тарифах») тарифов возврат производится за вычетом РЕАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАННОЙ перевозки. Рассмотрим пример. Пассажир купил билет по маршруту Москва — Женева — Москва, выписанный по экскурсионному тарифу (USD 590). Пролетев участок Москва — Женева, пассажир вернулся каким-то другим маршрутом и предъявил неиспользованный участок (Женева — Москва) к возврату. Вычитая из тарифа стоимость перелета Москва — Женева (USD 475 — полный годовой тариф), получаем сумму к возврату 590 — 475=USD 115, а не половину от 590, как казалось (хотелось) бы. Еще более показательный пример. Билет бизнес класса (тариф USD 2016) выписан по маршруту Лондон — Хельсинки — Мюнхен — Рим — Женева — Цюрих — Москва. Пассажир пролетел по билету всего лишь участки Лондон — Хельсинки и Женева — Цюрих — Москва, но стоимость по такому маршруту те же USD 2016 и, следовательно, сумма к возврату за неиспользованные участки Хельсинки — Мюнхен — Рим — Женева равна USD 0.

Что такое переписка авиабилета?

Некоторые тарифы не допускают возврата по билету, но сумма тарифа может быть зачтена в стоимость другого билета, обычно по более высокому (более дорогому) тарифу (часто даже по другому маршруту). В этом случае первоначальный билет представляет собой эквивалент некой суммы (эта сумма всегда не возвращаемая), которым можно расплатиться за новый билет при соблюдении некоторых условий. О возможности такой операции следует поинтересоваться в Вашем агентстве.

Перенос даты вылета. Как измененить дату вылета по билету?

Большинство льготных тарифов не допускают как возврат по билету, так и какие-либо изменения дат и маршрута. О возможности изменения дат путешествия, а также адрес представительства авиакомпании или агентства осуществляющих подобную операцию в пункте Вашего назначения, следует узнать у Агента заранее. В случаях, когда изменение дат возможно, данная операция осуществляется наклейкой так называемого «стикера» (самоклеющаяся бумажка, в которой указан номер рейса и новая дата вылета). Если по условиям тарифа изменение дат возможно со штрафом, то на сумму последнего выписывается «ордер различных сборов», т.н. «МСО» (бланк строгой отчетности, внешне очень похожий на бланк билета, в котором указано какая сумма и за что взята с пассажира). Пассажирская копия ордера прикалывается к билету и предъявляется на регистрации. Некоторые тарифы допускают изменение дат только перепиской до более высокого тарифа (более дорогого). См. «Возврат», «Что такое переписка билета». Обычно, «нормальные» тарифы (см. «Все о тарифах») позволяют свободное изменение дат и маршрута в течение срока действия последних.

Что делать в случае утери авиабилета?

Если Вы потеряли билет до вылета, то Вам необходимо обратиться в агентство, выписавшее авиабилет. Если же Вы потеряли билет, находясь в пункте назначения, то Вы должны обратиться в представительство авиакомпании, на рейсы которой выписан билет. В любом случае, компания попросит Вас написать заявление, смысл которого состоит в том, что Вы обязуетесь возместить любые расходы авиакомпании, в случае если Вашим билетом воспользуются третьи лица. Следует иметь в виду, что некоторые авиакомпании за выписку дубликата берут небольшой штраф. Новый билет (дубликат) не подлежит возврату и каким либо изменениям, по какому бы классу он не был выписан.

Имеет ли смысл обращаться в авиакомпанию при задержании рейса?

В подобной ситуации у пассажиров есть определенные права, которые значительно упрочило предписание Еврокомиссии, вступившее в силу 17 февраля 2005 года. Оно распространяется на все рейсы — и регулярные, и чартерные, которые совершаются любой авиакомпанией из аэропортов стран Евросоюза (включая Французские заморские территории), а также на рейсы из любой точки мира в страны Евросоюза, осуществляемые европейскими компаниями. Причем билет на такой рейс может быть куплен по специальному тарифу, получен по бонусной программе или являться частью приобретенного турпакета. Согласно этому предписанию, при задержке вылета по любой причине перевозчик должен предоставить пассажиру бесплатное питание и связь (2 телефонных звонка, факс, электронная почта), а если задержка длится более пяти часов, то пассажир имеет право отказаться от полета и потребовать возмещения полной стоимости билета — причем если путешествие было с пересадкой в европейском аэропорту, то в этом случае авиакомпания должна предоставить бесплатный билет до первоначальной точки отправления пассажира. Если рейс откладывается до утра то пассажирам должна быть предоставлена бесплатная гостиница и трансфер до неё.

В случае задержки вылета по причине отмены рейса или овербукинга (когда бронирование подтверждено большему количеству пассажиров, чем может в себя вместить самолет), то наряду со всем вышеуказанным пассажир имеет право на денежную компенсацию. Компенсация рассчитывается следующим образом: если вы летите на расстояние до 1500 км и задержка в аэропорту не превышает 2 часов, то авиакомпания выплачивает вам 125 евро, более двух часов — 250 евро. При расстоянии полета от 1500 до 3500 км и задержке до трех часов — 200 евро, более 3 часов — 400 евро. При расстоянии более 3500 км и задержке до 4 часов — 300 евро, сверх 4 часов — 600 евро. Также при овербукинге перевозчик может предложить вам добровольно отказаться от места в обмен на какие-нибудь бонусы вроде ваучеров, дающих возможность приобрести другой билет с большой скидкой, — и, разумеется, возместить стоимость билета за текущий рейс.

Если рейс отменяется по форс-мажорным обстоятельствам (плохие погодные условия, политическая нестабильность, угроза безопасности полета), то перевозчик имеет право не выплачивать компенсацию.

Какие предметы можно брать с собой в самолет? 

В принципе любые. За исключением веществ и предметов, классифицируемых в международной практике как опасные. Их полный перечень приводится в Вашем авиабилете. На беспрепятственный провоз оружия, раций, необходимо оформить разрешение. Специальный багаж, например, музыкальные инструменты, может перевозиться в салоне самолета и даже в собственном кресле , если, конечно, пассажир купит дополнительный авиабилет.  

Провоз багажа 

Существуют определенные ограничения на вес, размер, и количество мест багажа, которые авиапассажир может взять с собой в полет. Норма бесплатного провоза багажа в туристическом классе составляет 20 кг, в бизнес-классе - 30 и в первом - 40. При полетах в США, Канаду, Аргентину, Бразилию, Мексику эта норма составляет два места, суммарные габариты которых (длина, ширина, высота) не превышают 158 см и вес каждого места не выше 32 кг. Если вес и размер вашего багажа превышает установленные нормы, то все проблемы, связанные с его оформлением, лучше уладить заблаговременно.

В случае утери, повреждения багажа или недостачи вещей необходимо до выхода из зала прилета обратиться в Службу LOST AND FOUND авиа для составления акта о неисправности при перевозке багажа. Письменная претензия должна быть предъявлена перевозчику немедленно по обнаружении вреда, но не позднее семи дней со дня получения багажа. При потере багажа претензия направляется перевозчику в течение двух лет со дня прибытия воздушного судна в пункт назначения.

Сколько ручной клади можно взять в салон?

Согласно правилам в салон можно взять одно место незарегистрированного багажа, при чем его вес входит в разрешенную норму бесплатного провоза. Незарегистрированный багаж не должен превышать установленных размеров, т.е. помещаться на полку или под сиденье. Поскольа из зала прилета обратиться в Службу LOST AND FOUND авиа для составления акта о неисправности при перевозке багажа. Письменная претензия должна быть предъявлена перевозчику немедленно по обнаружении вреда, но не позднее семи дней со дня получения багажа. При потере багажа претензия направляется перевозчику в течение двух лет со дня прибытия воздушного судна в пункт назначения.

Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа можно так же захватить в самолет:

дамскую сумочку или папку для бумаг; печатные издания для чтения в полете; питание для ребенка и детскую дорожную колыбель; зонтик или трость; пальто или плащ; складную инвалидную коляску и/или костыли, если такие предметы необходимы пассажиру. И не оставляйте ручную кладь у аварийных выходов и в проходах. Сопровождение инвалидов. О необходимости в услугах по перемещению (инвалидное кресло, сопровождение, специальные условия) рекомендуется сообщать во время заказа авиабилетов, но не позднее чем за 72 часа до вылета. Больные пассажиры должны иметь справку о том, что они прошли медицинское освидетельствование. Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажиров данной категории, если их физическое состояние угрожает безопасности полета или создает дискомфорт другим пассажирам.

Что такое перенос авиарейса и чем он грозит туристу  ?

Представьте такую картину: сидишь на чемодане, бубня под нос: паспорт положил, деньги взял, билет в кармане, ваучер в сумке...» И вдруг звонок: «Только не волнуйтесь: вы летите не сегодня, а завтра, и не рейсом NN 111, а рейсом ММ 222. Это простая формальность. И вылет у вас не из Шереметьево, а из Внуково. Билеты действительны. Счастливо отдохнуть»...

Прямо скажем: счастье выпало сомнительное, вы поставлены перед фактом замены рейса (явление нередкое, особенно на массовых направлениях вроде Турции, Испании, Египта или Туниса). И, привыкнув к тому, что неожиданности чаще огорчают, чем радуют, стремитесь понять причину происшествия - хотя бы для того, чтобы успокоиться и оценить последствия. Попробуем ответить на извечное «кто виноват?». На первом месте в черном списке стоят авиакомпании. Варшавская конвенция защищает их от ответственности практически за любое нарушение договора с пассажиром, кроме безосновательного отказа в перевозке. Все причины технические - в самом широком понимании слова: от неисправности самолета до забастовки или гололеда. Предупреждать об изменении условий перелета заранее авиаперевозчики не любят, так как до последнего стараются решить проблему и сохранить лицо. И то, что у вас билет на регулярный рейс, не только не избавляет от неприятностей, а, напротив, усугубляет ситуацию: узнать об изменении времени вылета заранее вы вряд ли сможете, и «приятная» весть настигнет вас, скорее всего, в аэропорту. Тогда как сотрудники туркомпаний - организаторов чартеров будут прилагать все усилия, чтобы предупредить о замене-отмене-переносе рейса как можно раньше. Правда, их усердие нередко объясняется пословицей «знает кошка, чье мясо съела». Ведь нередко рейс заменяется или подменяется, исходя из коммерческих соображений организаторов: туроператора в первую очередь, авиакомпании - во вторую.

Где бывает удобно в самолёте?

Занять удобное место в самолете - значит, обеспечить себе комфортабельный полет и прибыть в место назначения бодрым и полным сил, а не похожим на выжатый лимон. Выбор места в салоне самолета зависит от продолжительности перелета, от вашего самочувствия в воздухе и от того, чем вы намерены занять себя в полете. Но разговор этот имеет смысл, если вы приедете в аэропорт к началу регистрации. В противном случае все хорошие места разберут до вас.

Изучите заранее схему салонов того типа самолета, на котором вы летите. Схемы есть в брошюрах с расписаниями авиакомпаний, брошюру можно взять прямо в аэропорту, в офисе авиакомпании.

Если вы хотите, чтобы перед креслом было больше пространства и можно было вытянуть ноги, то стоит взять места в первом ряду салона. Кроме того, в салонах есть несколько рядов, расстояние между которыми увеличено. Эти ряды находятся перед запасными выходами (см. схему салона).

Во время длительных и особенно ночных перелетов, всегда много желающих поспать. Чтобы не упустить свой шанс, лучше выбрать места в последних рядах, которые заполняются в последнюю очередь. Но учтите: если в самолете разрешено курить, в задних рядах может быть очень дымно.

Если вы не хотите, чтобы соседи беспокоили вас во время полета, берите место у иллюминатора. А вот в случае, когда вы сами предполагаете часто вставать (пользоваться туалетом или доставать что-нибудь из ручной клади, лежащей на верхней полке), лучше взять место рядом с проходом.

Если вас укачивает, выбирайте место рядом с крылом.

Тем, кто очень спешит, и хочет первым выйти после посадки, лучше садиться в первых рядах у прохода. Кстати, и обед пассажирам первых рядов достается раньше, соответственно, у них всегда самый большой выбор блюд.

Когда вы летите вдвоем, берите не соседние места, а место рядом с проходом и место у иллюминатора. Если рейс не слишком загружен, место посередине скорее всего останется свободным. Приятного полета!

Чем лететь? Регулярка или чартер. 

Итак, вы пришли в агентство, определились с выбором путевки и задумались о том, как лететь – регулярным рейсом или чартерным.

Разница между ними немаленькая. Регулярные рейсы выполняются крупными авиакомпаниями (зарубежными и отечественными - «Аэрофлот», «Сибирь», «Пулковские авиалинии», ГТК «Россия») строго по расписанию, и «регулярный» лайнер полетит даже, если вы в салоне будете один. Вылетит такой самолет скорее всего вовремя, салон будет разделен на три класса (первый, бизнес- и эконом-класс), в дороге вам предложат прессу, продукцию duty-free и обед с вином. Эконом класс (Y), обычно подешевле, зато в бизнес классе (С, J), расстояния между креслами существенно больше, лучше кормят, поят, и ухаживают. В аэропорту можно не толкаться в общей толпе, а спокойно попить кофе и получить другие услуги в отдельном VIP-зале. Правда стоит это удовольствие существенно дороже обычного билета эконом-класса. Кроме того, покупая билет на регулярный рейс, можно приобретать билет только в одну сторону, выбирать между несколькими тарифами, рассчитывать на скидки для молодежи, пенсионеров, или часто летающих пассажиров.

В отличие от регулярного рейса, «хозяин» (или как они сами выражаются, «консолидатор») чартерного рейса – туркомпания, которая сама (или через посредника-«авиаброкера») договорилась с авиакомпаний, забронировала целиком самолет и «пустила» его в нужном направлении. При этом часто турфирма «поднимает чартер» не сама, а в «пуле» с несколькими другими компаниями. Кроме того, блоки мест на чартерных рейсах выкупают менее крупные турфирмы. Поэтому не удивляйтесь, если совершенно разные турфирмы будут называть один и тот же чартерный рейс «своим собственным» – это нормальное явление. При этом повсеместно распространенное мнение, что для чартерных полетов используются какие-то совсем уж «разбитые» самолеты (чаще всего под чартеры берутся Ил-86, Ту-154, а на западноевропейских маршрутах – «малошумные» Ту-154М) вряд ли верно. Большинство чартерных авиарейсов выполняются «регулярными компаниями» на своих обычных машинах. В отличие от той же Германии, где авиакомпании давно уже разделились на регулярные и чартерные, у нас чисто чартерных компаний пока что немного. А вот что касается неудобного времени вылета и опозданий – здесь ваши опасения вполне могут оправдаться, поскольку чартеры вынуждены летать в «окнах» между регулярными рейсами. Еще одно неудобство - поскольку чартерные рейсы выполняются в виде «цепочки» (самолет привозит «свежих»туристов и тут же увозит предыдущих), то скорее всего обратно вы сможете улететь ровно через 7 или 14 дней. На суперхитовые направления ставят 2 и более раз в неделю, соответственно, появляются билеты на 10, 11 и 3-4 дня. Тип самолета может определяться за 1-2 дня до вылета, в зависимости от загрузки: много билетов продали - полетит Ил-86, если недобор пассажиров, то Ту-154.

Однако, все эти неудобства искупаются одним огромным преимуществом – билет на чартерный перелет значительно (иногда в 2-3 раза) дешевле, чем на регулярный. Кроме того, на ряд популярных «пляжных» курортов регулярные рейсы просто не летают, или их число минимально.

Долгожданный билет на чартерный рейс вы, скорее всего, получите в день перед вылетом (а то и непосредственно в аэропорту). Это обычная практика, поскольку, в зависимости от загрузки, различные туроператоры часто заменяют лайнеры на более или менее вместительные, объединяют несколько собственных рейсов или «перебрасывают» своих туристов на чартерный рейс конкурентов.Так что название чартерной компании на вашем билете, в принципе, особого значения не имеет – главное, правильно обозначенное направление полета

Билеты на чартерные рейсы чаще всего входят в стандартный «турпакет». Однако, «остатки» можно всегда приобрести и без турпутевки. Особенно это выгодно тем, кто направляется в индивидуальную поездку, например во Францию или Италию (правда, учтите, что чартеры в Париж прибывают в аэропорт в один из пригородов, а ближайший к итальянской столице чартерный аэропорт находится в курортном Римини на берегу Адриатики). Однако, и билеты эти стоят очень недорого, особенно в момент каких-либо «катаклизмов». Так например, когда прошлым летом итальянское посольство в очередной раз на какое-то время прекратило выдавать нашим согражданам визы, билет на чартерный рейс до Римини и обратно можно было купить за…$30.

Чартарные кочки 

Турфирмы и авиакомпании стараются извлечь максимальную прибыль из чартеров и допускают переносы рейсов, спотыкаясь на одних и тех же кочках.

Кочка № 1. «Не договорились»

Участвуют обе стороны. О чем именно они не договорились - абсолютно неважно (чаще всего имеют место банальные неплатежи). Справедливости ради нужно отметить: большинство компаний делают все, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентом, лишь бы не нести финансовых и имиджевых потерь. В этой ситуации самое неприятное для туриста - отсутствие какой бы то ни было конкретной информации до того самого момента, когда стороны наконец договорятся.

Кочка № 2. «Просчитались»

Солирует туроператор. Когда объявлены к вылету два рейса конкурирующих туроператоров, а на каждом из бортов продано около 50% мест, разумно, конечно, рейсы объединить. Конкуренты полюбовно договариваются, какой из двух самолетов поднимать. И только случай решает, полетит человек своим (то есть обозначенным в билете) рейсом или же будет «сдан» в качестве трофея более удачливому "чартеродержателю". Особыми неприятностями туристу это, впрочем, не грозит, билеты никто переоформлять, скорее всего, не заставит (в крайнем случае поменяют в аэропорту). А вот предложенный перелет может и озадачить: ведь недобравшие клиентов агентства наверняка сойдутся на более дешевом варианте перевозки, не всегда удобном для пассажиров.

Кочка № 3. «Пожадничали»

Туроператор снова в паре с авиакомпанией. Речь идет о перепродаже, то есть попытке посадить на два кресла троих в расчете на то, что один из них не придет. Вы появляетесь у стойки регистрации и слышите сакраментальную фразу: «Мест нет». Паниковать, также как и топать ногами, бесполезно. Люди, допустившие перепродажу на рейсе, все равно ваших притопов не услышат, а диспетчер на стойке регистрации ни в чем не виноват. Если речь идет о регулярном рейсе, вас доставят в пункт назначения чуть позже и, возможно, не прямым маршрутом, а с пересадкой. Зато не исключено, по более высокому классу обслуживания... С чартером сложнее: ближайший рейс может отправляться нескоро (известны печальные случаи, когда туристов «мариновали» на вылете сутками).

Если в перепродаже рейса виновата авиакомпания, то она, как правило, обеспечивает скромную трапезу через шесть часов ожидания и ночлег в случае более масштабного переноса рейса, но от извинений воздерживается. Туроператор реже принимает участие в судьбе пассажира до вылета, однако потом пытается загладить вину индивидуальным трансфером, бесплатной экскурсией или фруктами в номер.

Кочка особая, лотерейная

Иногда вояжер даже не подозревает, на чем и во сколько он полетит, -так бывает, когда оператор практикует «финальную» рассадку по рейсам. Суть ее проста: в распоряжении компании есть места на нескольких самолетах, вылетающих в один день - скажем, стартующих в субботу на Барселону (причем, возможно, из разных аэропортов). Накануне, в пятницу, когда были распроданы путевки, оператор «раскидывает» туристов по рейсам с таким расчетом, чтобы все отправляющиеся на один курорт летели вместе. В этом случае туроператор для их доставки в отели может обойтись минимальным количеством автобусов, гидов и т. п., за счет чего достигается заманчивая цена путевки. Правда, «доплачивать» приходится своими нервными клетками - ожидая звонка из турфирмы накануне вылета и отыскивая ее представителя в аэропорту (билеты привозят, что называется, к трапу самолета).